Выдача деклараций и сертификатов подразумевает ответственность подготовившего их органа. Контроль деятельности сертификационных центров проводит Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация), которая также обеспечивает ведение реестров органов по сертификации и выдаваемых ими документов.
Задачи органа по сертификации
Добровольная и обязательная сертификация на сегодняшний день является эффективным инструментом защиты прав и интересов как производителей, так и потребителей. Владелец сертификата на свою продукцию таким образом гарантирует покупателям, что она обладает подтверждённо высоким качеством и соответствует нормативным требованиям.
Это актуально на внутреннем рынке, кроме того, сертификация имеет большое значение в экспортно-импортной сфере. Так, благодаря налаженной системе контроля качества российские потребители могут быть уверены, что продукция, поступающая на рынок, является безопасной.
Сертификационный центр выполняет целый комплекс функций, основные из которых:
- лабораторные исследования предоставленных образцов продукции;
- приемка и экспертиза документации от заявителя;
- оценка результатов проведённых лабораторных исследований;
- анализ возможности выдачи сертификата;
- подготовка деклараций;
- включение информации в реестр по выдаваемым декларациям;
- рассмотрение жалоб;
- предоставление разъяснений.
Кроме того, сертификационные центры при необходимости приостанавливают действие ранее выданного сертификата на определённое время или полностью аннулируют его при наличии оснований. Это происходит, когда его владелец допускает серьёзные нарушения, например, отказывается проходить обязательный ежегодный инспекционный контроль.
Наши специалисты готовы помочь в решении любого вашего вопроса об оценке. Свяжитесь с нами любым удобным способом или оставьте заявку — мы ответим. Бесплатная консультация!
Аккредитация органов по сертификации
Каждый сертификационный центр проходит обязательную регистрацию в государственной службе Росаккредитации, которая устанавливает стандарты, форму и регламент этой процедуры. Решения службы должны быть полностью независимыми и объективными, а неправомерный отказ может быть обжалован.
Аккредитация проводится в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ. Основные цели регистрации сертификационных центров:
- контроль за профессиональной деятельностью этих органов;
- контроль ответственных за сертификацию специалистов центра, которые непосредственно вовлечены в процесс лабораторных исследований, оценки их результатов, проверки свидетельств на продукцию и выдачи сертификатов;
- обеспечение нормальных условий для создания конкурентной среды;
- организация сохранности всех сведений, полученных от организаций.
Информация о зарегистрированном органе вносится в единый реестр под уникальным индивидуальным номером, что подтверждается специальным свидетельством. Кроме того, в реестре отражаются сведения о специфике деятельности сертификационного центра, регламентах, согласно которым орган имеет право выдавать сертификаты, и его руководстве. Эти данные содержатся в соответствующем аттестате и приложениях к нему.
В соответствии с действующим законодательством единый реестр ведётся для всех стран, входящих в Таможенный Союз. В нём содержатся сведения обо всех организациях, которые имеют право проводить сертификационные исследования и выдавать сертификаты. Реестр публикуется в электронном виде на официальных сайтах государственных органов и доступен для ознакомления.
Подводя итоги
Текущее законодательное регулирование сферы сертификации позволяет в полной мере учесть интересы и обеспечить равные условия как для производителей продукции, так и для продавцов, а также защитить права потребителей.
В настоящее время сертификационные центры успешно функционируют по всей стране, благодаря чему задача сертификации продукции перестала быть бюрократически сложной и приносит участникам рынка реальную хозяйственную пользу. С каждым днём аккредитованные органы выдают всё больше сертификатов, это стало своего рода «хорошим тоном» в сфере потребительских отношений. Для производителей их наличие укрепляет репутацию и стабильность бизнеса, а для покупателей даёт гарантию качества и безопасности товаров.