ISO — это английская аббревиатура названия международной организации по стандартизации. В международной практике принято и используется именно это сокращение — ИСО, то есть точный перевод полного наименования на конкретные языки мира не принимается во внимание.
Организация ведет разработку и издает стандарты по актуальным направлениям. Какие именно стандарты нужны, определяется текущими запросами бизнес-сообщества и мирового рынка. У ISO очень высокий авторитет, так как ее стандарты всегда включают только самый эффективный и прогрессивный опыт в управлении.
Но аналогичные, только отраслевые стандарты выпускаются и другими организациями. В частности, Международной электротехнической комиссией (МЭК/IEC). Ряд стандартов созданы МЭК и ИСО совместно.
О свидетельствах в СМК
Что это такое?
Сертификацию соответствия стандартам ИСО либо другой признанной отраслевой международной организации предприятия проводят добровольно. Но на результаты такой процедуры ориентируется весь мир.
Наиболее востребованные и распространенные — стандарты систем менеджмента, среди них самые известные — СМК по ISO 9001. В настоящее время получение сертификата соответствия системы менеджмента качества является обязательным для серьезного бизнеса.
«Доброконсалт» занимается подтверждением соответствия систем управления предприятия следующим стандартам:
-
СМК (система менеджмента качества) — ISO 9001: 2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015).
-
СЭМ (система экологического менеджмента) — ISO 14001:2015 (ГОСТ Р ИСО 14001-2016).
-
Система менеджмента безопасности труда и охрана здоровья — ISO 45001:2018 (ГОСТ Р ИСО 45001-2020).
-
HACCP (система качества и безопасности в общепите и на пищевом производстве) — ГОСТ Р 51705.1-2001 или ISO 22000:2018 (ГОСТ Р ИСО 22000-2019).
-
ТУ для систем менеджмента безопасности в цепи поставок — ISO 28000:2007 (ГОСТ Р ИСО 28000-2019).
-
Система менеджмента качества для медицинских изделий — ГОСТ ISO 13485-2017.
-
Система управления информационной безопасностью — ISO/IEC 27001:2013 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2021).
-
Система управления качеством организации труда. Социальная ответственность. SA 8000.
Зачем нужен сертификат?
После официального подтверждения соответствия компании получают заметный эффект для своей деятельности:
-
Работа предприятия налаживается с учетом лучших практик руководства, которые обобщены в стандарте. Происходит оптимизация всех внутренних управленческих и производственных процессов, совершенствуется взаимодействие сотрудников на всех уровнях и позициях. Результатом становится снижение затрат на выпуск продукции и сокращение объемов брака.
-
Устанавливается тщательный контроль за каждым этапом производственного цикла. Отслеживание промежуточных результатов оказания услуг или выпуска продукции позволяет получать запланированные итоговые показатели деятельности. Высокое качество работ и конечного продукта делает предприятие более конкурентоспособным, положительно влияет на репутацию как среди партнеров, так и среди потребителей, вызывает повышенный интерес инвесторов и потенциальных заказчиков.
-
Появляется возможность выйти на иностранные рынки. Соответствие международным стандартам и успешно пройденная сертификация привлекают внимание зарубежных клиентов, облегчают сбыт товаров в других регионах мира.
-
Удается получить сертификаты на продукцию по техническим регламентам Таможенного союза на более длительный срок. Положения некоторых ТР ТС предусматривают увеличение времени действия сертификатов на продукцию при наличии у производителя сертифицированной СМК.
-
Повышаются шансы на победу в тендерах. Это особенно верно для получения государственных заказов.
-
Выполняется обязательное условие для вступления в некоторые профессиональные объединения и организации, например СРО.
Сроки и стоимость оформления сертификата СМК
Обо всех условиях процедуры, включая порядок сотрудничества и перечень необходимых сведений или документов, эксперты по сертификации рассказывают заказчикам на первой консультации. Сколько продлится сертификация и каких расходов потребует, определяется в индивидуальном порядке. Для этого клиент сообщает следующие данные:
-
выбранную систему сертификации;
-
сложность и масштаб организационной структуры предприятия;
-
отрасль и виды деятельности;
-
количество производственных площадок и технологических процессов;
-
численность персонала.
По общим правилам сертификат действует в течение 3 лет. За этот срок орган сертификации обязан дважды провести инспекционный контроль и подтвердить, что условия деятельности заказчика не ухудшились и по-прежнему соответствуют всем нормативам и требованиям.